МедиаБлог   NukusNews   Образование   Фото   Видео   Телеком   Интересное
RSS :: Обратная связь :: Правила :: О проекте :: Поиск
Логин 
Пароль 
 

News Date
«    Январь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 
Partners
eNEWS.kZ
Редакция eNEWS в Казахстане

Twitter
Читайте новости eNews.UZ в Twitter

infoCOM.UZ
Информационно-коммуникационные технологии Узбекистана

regname.uz
Регистрация доменов UZ по SMS

Top Links
Музей Савицкого – хранитель бесценного наследия НукусНьюс
Музей Савицкого – хранитель бесценного наследия

Нукусский Музей Искусств имени И.В. Савицкого вот уже на протяжение полувека хранит вторую по значимости в мире коллекцию русского авангарда начала ХХ века.

Музей назван в честь его основателя, художника и этнографа – Игоря Савицкого, который на протяжении 17 лет собирал уникальные произведения искусства по всему Советскому Союзу. Помимо авангарда коллекция музея им. Савицкого включает в себя также изобразительное искусство Узбекистана, народно-прикладное искусство Каракалпакстана, искусство Древнего Хорезма, дополненное прекрасными копиями ряда экспонатов Парижского Лувра. Даже всемирно известный Русский музей в Санкт-Петербурге и Третьяковская галерея в Москве признают, что им есть чему позавидовать в Нукусском музее. Английская газета «Гардиан» назвала музей «одним из прекраснейших музеев мира». Аналогичную оценку музею: «Один из лучших музеев мира» дали Альберт Гор и Жак Ширак.

О музее Савицкого, планах и новостях музея рассказывает его директор Мариника Маратовна Бабаназарова, которая на протяжении 28 лет вместе с командой преданных музею специалистов и реставраторов, хранит эту уникальную коллекцию.

- Мариника Маратовна, сколько экспонатов насчитывает сегодняшняя коллекция музея?

- Сегодня в коллекции более 85,5 тыс. экспонатов. Это не только картины авангардистов начала XX века, но и прикладное искусство каракалпаков, археологические находки, картины каракалпакских художников. К сожалению, экспозиционная площадь, которой мы располагаем в настоящее время, дает возможность выставлять только 3% от всей коллекции. Однако, в прошлом году Премьер-министр Узбекистана Ш. Мирзияев подписал распоряжение о разработке проектно-сметной документации для строительства второго и третьего блоков нового здания музея. Теперь ташкентские архитекторы во главе с главным архитектором Ташкентского проектного института «УзШахарСозлик» С. Сутягиным занимаются этим проектом, и мы надеемся, что он будет готов этой осенью, а затем будет строительство. Новое здание, которое будет состоять из трех огромных корпусов, позволит нам получить второе хранилище для экспонатов и специальный выставочный блок в дополнение к существующей экспозиции. В настоящее время в распоряжении музея находятся старое здание и первый блок нового здания музея, который был построен в 2003 году. Что касается хранилища для экспонатов, сейчас мы временно используем приспособленное для этого здание бывшего горисполкома.

- Тяжело сохранять экспонаты в должном виде? Ведь их у вас десятки тысяч...

- Конечно, тяжело, особенно в нашем резко-континентальном климате и при отсутствии современной системы климат-контроля в музее, которая помогла бы нам сохранять определенную температуру в помещениях и сохранять картины от жара и холода. Но надо сказать, что наш персонал, в составе которого работают хранители с большим стажем - это люди, которые преданны своему делу, опытные реставраторы. Вместе мы стараемся делать все возможное и невозможное, чтобы сохранить коллекцию в достойном виде.

Все экспонаты у нас хранятся раздельно, каждая графическая работа, к примеру, обернута в специальную шелковую бумагу, почти в каждом помещении установлены сплит-системы «зима-лето», ведется строжайший учет экспонатов коллекции. Кроме того, сейчас идет работа над составлением электронного каталога музея. Многочисленные государственные комиссии, а также эксперты из-за рубежа отмечали, что музеем была проделана огромная работа.

- Привлекаете ли вы к реставрационным работам иностранных специалистов или обходитесь своими силами?

- Когда распался Советский Союз, лучшие музейные реставраторы остались в Москве и в Ленинграде. Музеи СНГ отправляли свои картины в Москву или же приглашали реставраторов к себе, чтоб они работали у них некоторое время. На тот момент наши специалисты успели пройти обучение Московской школы реставрации и с успехом применяли полученные знания. Помимо этого мы начали сотрудничать с европейскими реставраторами из Франции, Германии, Болгарии и других стран, которые приезжали к нам на некоторое время и помогали реставрировать картины. Таким образом, было отреставрировано еще 56 картин, а главное - наши реставраторы получили знания как работать с современными реставрационными материалами. Сейчас они работают, используя знания и русской и европейской школ. Мы очень гордимся своей командой.

Кроме того, музею помогают Клуб Друзей Музея, посольства Германии, Швейцарии, Франции и др. государств в Узбекистане, которые присылают нам редкие реставрационные материалы из Европы. Таким образом, нам удается сохранить жизнь многим картинам, буквально спасая их, потому что у нас до сих пор тысячи холстов нуждаются в реставрации. Ведь Савицкий, собирая картины, иногда находил их в очень плохом состоянии, поврежденными, хранившиеся долгое время в неблагоприятных условиях. Их реставрация сейчас для нас один из главных приоритетов.

- Недавно СМИ активно писали о сенсационном открытии в Нукусском музее, когда под картиной «Туман над рекой» М. Соколова, с помощью рентгена под слоем краски обнаружили портрет работы неизвестного художника 19 века. Какова дальнейшая судьба этой картины?

- Мы знаем, что Михаил Соколов – это имя в искусстве ХХ века, его картины украшают коллекции многих известных музеев России. В нашем собрании, например, имеется 21 картина и 288 графических работ М. Соколова. В данный момент мы однозначно сохраняем его картину. Так что мы пока не хотим снимать верхний слой, потому что Михаил Соколов все-таки для нас дороже. Кроме того, вопрос такого уровня не в компетенции только нашего музея. Это решается Министерством культуры, которое создает для этого специальную экспертную комиссию, поскольку речь идет о национальном достоянии.

- Расскажите о ближайших планах музея?

- Главные наши планы - это дождаться строительства двух корпусов нового здания. Кроме того, мы готовимся к новому туристическому сезону. Ежегодно мы принимаем 5-6 тыс. иностранных туристов. Это не так много по сравнению с другими музеями такого уровня. Однако здесь нужно принять во внимание удаленность музея, его «закрытость» долгие годы. То, что музей сейчас получает такую известность и туринфраструктура активно развивается, конечно, привлечет больше посетителей в наш музей. Также мы планируем дополнить экскурсии по музею другими интересными программами, например демонстрация каракалпакских традиций, кухни, горлового пения степняков - жырау и т.д.

- На этой неделе Вы представили свою книгу о Савицком. Расскажите, пожалуйста, о ней подробнее, где можно ее приобрести?

Да, на последнем показе фильма «Пустыня запрещенного искусства» (новый документальный фильм о музее, снятый голливудскими режиссерами – прим. ред.) в ташкентской художественной галерее «ГранАрт», я представила свою книгу «Игорь Савицкий: основатель музея, коллекционер, художник», над которой работала долгие годы. В ней по крупицам собрана биография Савицкого, о которой при его жизни мало, что было известно. Имя Савицкого прочно входит в мировую историю искусства, поэтому эта книга – еще и мой долг, как его последовательницы и ученицы. В этой книге впервые пишется о Савицком, не только как об основателе музея, но и как о художнике - этому посвящена целая глава. Книга издана в Лондоне на русском и английском языках с помощью Клуба Друзей Нукуского музея, а средства, получаемые за книгу, идут на нужды музея. Также скоро в свет выйдет французское издание книги, финансируемое Посольством Франции в Узбекистане.

  Добавление комментария  
   
     
Яндекс.Метрика
© 2005-2017 e-business